Играем в театр

февраля 4, 2011 в 17:45 | Преподавателям английского языка, Родителям | Комментариев нет

Многие учителя воспринимают драматизацию как постановку серьёзных спектаклей, требующих высоких актёрских способностей от детей, режиссёрских навыков от учителей и долгих репетиций, поэтому сознательно не используют этот приём в своей деятельности. Можно выделить следующие причины, которые мешают педагогам обучать иностранному языку посредством театрального искусства:

  • Я не театральный эксперт (многие учителя считают, что они не могут применять драматизацию, так как не являются профессионалами в области театрального искусства, не способны объяснить и показать детям как сделать качественную постановку. На этот счёт методисты Мэйли и Дафф в своей книге «Drama Techniques in Language Learning» (CUP (2nd Edition), 1982, стр.32) пишут: «Драматизация – это то, что мы делаем каждый день. Это наше бытие. Это настолько обычная вещь», поэтому никаких специальных умений от учителя не требуется. Просто нужно быть самим собой).
  • Я не хочу выглядеть глупо перед своими учениками (это последствие предыдущей проблемы. Когда учителя считают себя неподготовленными к тому, чтобы руководить процессом подготовки пьесы, показывать пример того, как нужно посмотреть, сказать в той или иной сцене, они бояться выглядеть и чувствовать себя нелепо, непрофессионально, потерять свой авторитет в глазах детей).
  • Драма – всего лишь игра, а не серьёзный научный метод для обучения иностранному языку (этой точки зрения придерживаются учителя, которые считают изучение английского трудной работой, а драматизацию – практически бесполезным занятием, тратить время на которое – непозволительная роскошь).
  • Боязнь учителя потерять контроль над дисциплиной в классе, ведь подобные формы занятий всегда вызывают всплески эмоций, непредсказуемые реакции детей.
  • Если использовать драматизацию на уроках, то учебная программа будет выполнена не полностью (драматизация занимает слишком много времени. От этого страдает основная учебная программа. Более того, некоторые учителя считают, что драма не позволяет решать все задачи, поставленные перед современной школой по обучению иностранному языку).
  • Для реализации обучения иностранному языку через театральное искусство нужны особые  условия и учебные материалы (под условиями здесь понимается наличие свободных аудиторий для репетиций, свободное время у учителя и учеников, методические материалы для педагогов по применению драматизации именно для обучения иностранному языку).

Обсуждение проблемы использования драматизации в учебном процессе на форуме учителей английского языка позволяет сделать вывод о том, что учителя с осторожностью относятся к приёму драматизации, так как либо не видят его значимости, либо до конца не знают как с ним работать.  Самая главная причина неиспользования драматизации – нехватка времени  даже на её элементы в урочной деятельности. Поэтому замечательно, когда у учителей и детей есть возможность развивать коммуникативные навыки и актёрское мастерство во внеурочной работе, ведь ценность использования драмы при обучении английскому языку очень велика.

Во-первых, драматизация, как никакой другой приём, может помочь учителю преодолеть сопротивление ребёнка изучению иностранного языка:

  • делая процесс изучения английского языка увлекательным, приносящим удовольствие;
  • ставя перед учеником реалистичные цели, успешно достигая которых, он будет хотеть двигаться дальше;
  • связывая опыт ребёнка по изучению языка с его жизненным опытом.

Во-вторых, драматизация способна вызвать у учеников большее желание изучать язык и совершенствоваться в нём, так как:

  • большая часть ответственности перекладывается с педагога на обучающегося, и ребёнок понимает, что он не вправе подвести своих друзей, а поэтому более серьёзно подходит к работе с текстом  постановки:
  • участвуя в драматизации,  ученик часто попадает в ситуацию «творческого напряжения», требующую принятия незамедлительного решения. Если, например, ребёнок забыл текст, то чаще всего он активизирует все свои силы и начинает говорить спонтанно, так как хорошо представляет предмет разговора, понимает ситуацию общения, имеет наработанную лексику.

По результатам анкетирования, проведённого среди учеников 8-9-х классов, занимающихся театром на английском языке в школе № 80, можно сделать вывод, что драматизация на английском языке расценивается ими как важное средство развития социальных и коммуникативных навыков. Преимущества использования драматизации учащиеся видят в том, что с тех пор, как начали дополнительно заниматься театром на английском, их отношение к иностранному языку сильно изменилось, появился интерес, желание заниматься больше. Дети признают, что стали более активно работать и на уроках английского языка. Вследствие этого они стали лучше знать английский язык, свободнее говорить, терпимее и с большим уважением относиться к ребятам, чьи языковые навыки менее сформированы, чем у них самих. Успехи в театральной деятельности на английском помогают им и в учёбе. Дети отмечают, что им стало легче выполнять домашние задания по английскому, их словарный запас постоянно обогащается лексикой из театральных пьес, а сами слова запоминаются более прочно. Они стали внимательнее друг к другу, начали считаться с психологическими особенностями друг друга, поддерживать в сложной ситуации, пересмотрели своё отношение к некоторым ученикам, с которыми раньше вообще не общались. Дети замечают, что они научились работать в команде. Лидеры, которые раньше работали только на свой личный авторитет в классе и в школе, теперь направили свои силы на достижение общих целей и стали признаваться коллективом. Некоторые дети отмечают, что именно благодаря театру они стали меньше стесняться  отвечать на уроках перед всем классом и выступать на публике, будь то творческий номер или высказывание собственного мнения при большой аудитории.  Эта способность возвышает их в классном  и даже в школьном коллективе. Детям нравится ощущение успешности, которое они получают, посещая занятия театра, удачно выступая на сцене, завоёвывая серьёзные награды.

Педагоги, использующие драму, как методический приём, отмечают у своих учеников повышение уровня мотивации к изучению иностранного языка на разных этапах, повышение самооценки детей, способности к эмпатии, снятие скованности и стеснения, избавление от страха допустить ошибку. Благодаря драматизации развивается эмоциональная сфера ребёнка. Всё это способствует также созданию психологического климата, благоприятного для изучения иностранного языка.

Драма, несомненно, помогает развить у учеников и коммуникативную компетенцию. Социокультурный компонент здесь просматривается при знакомстве с аутентичными материалами, историческими, культурными и бытовыми реалиями различных эпох изучаемой страны, культурой вербального и невербального общения на иностранном языке.

Именно применение драматизации во внеурочной деятельности и элементов драматизации на уроках английского языка позволяет более легко, незаметно для школьника,  преодолевать языковые преграды, совершенствовать уровень владения иностранным языком. Драматический метод позволяет не только продуктивно работать над лексикой, грамматикой, произношением и интонацией, но и показать ребёнку практическую значимость изучения иностранного языка.

Таким образом, процесс обучения иностранному языку средствами драматизации способствует социальному, эмоциональному, интеллектуальному и лингвистическому становлению личности ученика. Использование драматизации также мотивирует учителя на то, чтобы максимально считаться с интересами и потребностями учеников. Драматизация, как ни какой другой  приём, позволяет учителю наиболее полно осуществлять личностно-ориентированный подход. Каждый ученик может развиваться в языке в соответствии со своими способностями. При распределении ролей  большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик.  Однако все ученики получают большую пользу от участия в пьесе и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы. При наличии постоянной обратной связи учитель может более тщательно планировать стратегию для эффективного обучения.



Комментариев нет »

RSS лента комментариев. Трекбек URI

Оставить комментарий

XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>